Открытый диалог «10 вопросов ученому»

Мороз Ксения, студентка 1 курса
Вопрос: «Как вы пришли в науку и сколько лет ей занимаетесь?»
Ответ: «В 16 лет окончил школу с золотой медалью и имел возможность продолжить обучение в любом вузе страны. В тот период времени хотел быть военным моряком, очень нравилась форма, кортик, корабли… Поскольку мне было только 16 лет, а это непризывной возраст, мне не пришлось стать военным.
Наукой начал заниматься в 1963 году. В то время для того, чтобы поступить в аспирантуру, необходимо было поработать, поэтому отработав, я поступил в Институт биологии АН БССР, затем в аспирантуру по специальности «Биохимия» в лабораторию к академику Вечеру Александру Степановичу – белорусскому ученому и поэту. В 1966 закончил аспирантуру, а в 1967 защитил кандидатскую диссертацию. Далее продолжил работу в лаборатории Института экспериментальной ботаники и микробиологии АН БССР младшим научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником и потом уже заведующим лабораторией. Докторскую диссертацию защитил в 1986, в Киеве, сразу после аварии на Чернобыльской АЭС.
Считаю, что это счастливый путь. Я благодарен своим учителям, коллегам и друзьям за то, что поддерживали меня. Даже сейчас, мне очень приятно, что со мной приехали сотрудники отдела биохимии и биотехнологии растений: заведующий лабораторией прикладной биохимии, кандидат биологических наук, доцент Спиридович Елена Владимировна; научный сотрудник Зубарев Сергей Васильевич, научный сотрудник Шиш Светлана Николаевна».  

Овдиенко Мария, студентка 1 курса
Вопрос: «Кто ваш первый наставник?»
Ответ: «Хочу сказать, что тяга к науке зарождалась еще в студенческие годы.
У меня был такой очень коммуникабельный однокурсник Сойфер Валерий Николаевич. Он имел возможность приглашать в Тимирязевскую академию профессора Николая Петровича Дубинин, который  читал первые лекции по молекулярной генетике. Я всегда был на этих лекциях, поэтому можно считать, что Н.П. Дубинин первый наставник.
Огромную роль сыграли знаковые встречи, так, например, с Джеймсом Д. Уотсоном – американским биологом, генетиком, лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года. Да, тем самым ученым, открывшим молекулярную структуру нуклеиновой кислоты. Кроме того, важно было общение с белорусским ученым-физиком Жоресом Ивановичем Алферовым, лауреатом Нобелевской премии по физике. Третья знаковая фигура – президент Академии наук СССР Анатолий Петрович Александров. Мы приехали, чтобы определить зону отселения Чернобыльской АЭС и в решении этого вопроса он оказал существенную помощь. В ходе беседы меня поразила глубина знаний и уникальная память этого человека.
Таким образом, можно заключить, что даже недолгое общение с знаковыми учеными может определить дальнейший род деятельности».  

Архипова Кристина, студентка 1 курса
Вопрос: «Чему посвящена тема вашей диссертации на соискание ученой степени «кандидат наук»?»
Ответ: «Как было сказано выше, у меня было любимое направление – химия белков. Однажды мы как-то поехали с супругой в Крым отдыхать. Все на пляже загорают и читают рассказы. В тот период времени я читал многотомник «Белки», автор Бэйли, К. Один из отдыхающих спрашивает: «Что ты читаешь за такой роман «Белки»?» (смеется).
Тема кандидатской диссертации была посвящена растительным белкам, их качественному составу, а именно тем белкам, которые мы употребляем чаще всего – белки картофеля и других культур. Белок картофеля по качеству и составу аминокислот очень близок к самому ценному белку – белку куриного яйца, поэтому первый вопрос – это определение аминокислотного состава белка с помощью жидкостного хроматографа, а далее определение незаменимых аминокислот и их физико-химических параметров и свойств».

Маслова Дарья, магистрант
Вопрос: «Чему посвящена тема вашей диссертации на соискание ученой степени «доктор наук»?»
Ответ: Диссертация на соискание ученой степени «доктор наук» посвящена клеточному ядру и пластидам и звучала следующим образом «Функциональная активность и специфичность пластид высших растений при полиплоидизации клеточного ядра». Защита докторской диссертации – один из важнейших этапов научной деятельности. Потом идет получение званий - член-корреспондента, академика, но там уже необходимо сделать доклад перед научной общественностью. Это всегда было очень напряженно. Нужно уметь изложить свой вклад в науку убедительно, интересно, выделив главное».

Гилюк Илья, студент 2 курса
Вопрос: «Сколько лет вы потратили на исследование, с какими проблемами столкнулись при написании диссертаций, и кто вас поддерживал в этот период времени?»
Ответ: «Аспирантуру окончил в 1966 году, а кандидатскую диссертацию защитил в феврале 1967 году, поскольку в совете по защите была очередь. Хочу сказать, что эта защита способствовала росту материального состояния. Представьте, зарплата младшего научного сотрудника была 83 рубля – это 100 долларов, а после защиты кандидатской диссертации переводя в старшие сотрудники зарплата была 300 рублей.  Кроме того, кандидатом наук было быть очень престижно. Защитив диссертацию, я смог выдвигать собственную тематику, развивать исследования в должности заместителя директора по науке. Поскольку работы было много, то докторскую диссертацию написать просто не было времени. Я откладывал защиту докторской диссертации, но потом посмотрел, что нет «звездочки на погоне». Одно дело, когда ты младший лейтенант, а другое – полковник». С другой стороны, когда начинаешь работать над докторской диссертацией, обобщаешь материал, видишь его значимость шире и глубже. Теперь уже карьерная составляющая уходит на второй план. В этот период времени я полностью отдал себя науке, участвовал в первом проекте «Геном растений». Важными составляющими для меня стали фундаментальные знания и их оценка общественностью.
Запомните, у каждого человека, будем говорить так, должен быть здоровый карьеризм. Нужно хотеть иметь высокую оценку своего труда, например, если артист – то быть заслуженным артистом, народным артистом, чтобы тебя публика встречала аплодисментами и букетами, как Н. Баскова. Нужно всегда стремиться к росту и повышению квалификации.

Трейлиб Марина, магистрант
Вопрос: «Какое количество кандидатов биологических наук вы подготовили?»
Ответ: У нас есть школа. Школа биохимии и биотехнологии. В целом наша научная школа подготовила 4 доктора биологических наук и 50 кандидатов биологических наук. Я лично подготовил  24 кандидата биологических наук. Это является ярким подтверждение наличия научной школы.

Донец Никита, студент 3 курса, председатель СНО биотехнологического факультета
Вопрос: «Какие направления, по вашему мнению, являются актуальными для написания молодыми учеными кандидатской диссертации?»
Ответ: Основным направлением сейчас является современная геномика. Часто, когда я читаю лекцию, на вопрос о том, что такое жизнь, поясняю студентам: «Должны сработать три системы: информационная, энергетическая  и исполнительных механизмов. Воспроизведение себе подобного – это и есть жизнь». Благодаря изучению информационного блока мы знаем многое, однако сейчас необходимо сделать акцент на следующее: «Что записывать?», «Как записывать?», «В каком количестве копий?», «Как это можно заблокировать или активизировать?», «Как регулировать поток информации?». Вот именно это сейчас очень важно и актуально. Этим я бы советовал вам заниматься, поскольку это очень актуально и увлекательно в творческом плане».

Копытник Екатерина, магистрант
Вопрос: «Как вы считаете, возможно ли выполнить диссертационное исследование в условиях регионального Вуза?»
Ответ: «Существуют определенные трудности, для решения которых необходимо развивать контакты с учеными разных вузов, ездить на стажировки  и проявлять активность в общении с коллегами». 

Воробьева Мария Михайловна, доцент кафедры биотехнологии, кандидат биологических наук, доцент, председатель СМУ ПолесГУ, представитель СМУ при Министерстве образования Республики Беларусь
Вопрос: «Как известно, вы тесно сотрудничаете с ПолесГУ на протяжении многих лет. Вы неоднократно являлись председателям государственной аттестационной комиссии и председателем комиссии по защите магистерских диссертаций. Как вы считаете, насколько являются актуальными для Беларуси исследования, проводимые нашими молодыми учеными?»
Ответ: «Будучи в разных университетах, хочу выделить те качества, которые однозначно определяют высокий уровень исследований: трудолюбие, дисциплинированность и любовь к науке. Я всегда с удовольствием приезжаю к вам в университет и считаю, что у вас хорошие результаты и высокий потенциал.

Нагар Елизавета, магистрант
Вопрос: «Чтобы вы хотели порекомендовать студентам-биотехнологам?»
Ответ: «Биотехнология основывается на базовых науках. Такими базовыми науками являются биохимия, генетика, информатика, физиология – которые вы должны хорошо знать, для того, чтобы биотехнология развивалась по тем направлениям, которые интересны и важны обществу, каждому из вас как индивидууму. Как отмечено выше, у нас есть школа биохимии и биотехнологии. Милости просим в нашу школу».